Знаете это чувство, когда во время подготовки к свадьбе возникает много разных вопросов. Вот я недавно это все пережил, потом мы отпраздновали, а некоторые вопросы так и не ушли. Поэтому я и решил встретиться с основателем группы компаний «Артефакт» Борисом Корсунским. Получился приятный большой диалог.

Максим Соколов
Борис, а какая у тебя была свадьба?
В 2013 году я женился. Тогда я работал в клубной индустрии, тот же самый клуб «Ренессанс». Для меня было важно жениться и уйти из клубной индустрии. Два этих важных момента в моей жизни, они никак не стояли рядом. На тот момент я вел мероприятия уже лет 7.  Пик популярности, конечно, пришел на «Ренессанс». Там собиралась самая классная молодежь. Они тебя видят на сцене, и им просто круто, когда на их свадьбе работает Борис, которого все знают. И в течение трех лет, с 2010 по 2013 год, свадеб было просто огромное количество. По 3-4 мероприятия в неделю вел. К моменту своей свадьбы я уже четко знал, какие специалисты мне нужны, кто работает хорошо.

Я помню, что тогда был крутой организатор только один, это Надежда Федорова. Мощный организатор, она меня приглашала вести самые классные свадьбы. Еще начинала Марина Матвеева. Говорю, Марин, помоги на свадьбе. Какая-то была суета, потому что мне с ней было комфортно. Мы разделили свадебный день на два дня. Условно 23 августа у меня была свадьба, а 19 числа мы расписались. Мы расписались и поехали в Заволжье фотографироваться и снимать видео. Какая-то тревожность, суета все равно присутствовала даже у меня. Хотя опыт был большой, свадьба как такой рабочий день был.

Я даже, знаешь, предложение будущей жене как делал. Все вот сейчас заморачиваются, что-то придумывают, у меня даже кольца не было. Я помню, что как-то сказал ей, что надо жениться уже. Потому что мы встречались несколько лет. Но вот у меня только 23 августа свободное на лето. Все, больше ни одной даты свободной нет. Она такая говорит, ну давай.
Каждый из тех, с кем мы разговаривали, говорит, что тогда клубы, то есть те, кто вел в клубах, играл в клубах, это абсолютные звезды. То есть это сейчас не сравнится даже с локальным блогером, ни с кем не сравнится. Поэтому и был такой вокруг этого спрос. Все хотели ведущего.
Популярность была тогда нереальная. Очень много друзей, большой круг общения. До сих пор кто-то вспоминает, что видел меня в «Ренессансе». Рассказывают истории: «Вот я тебя в последний раз в Ренессансе видел. Я с девчонками стою, рукой тебе машу. Ты машешь в ответ, а вокруг говорят: «О, ты Бориса знаешь?» Но я тогда не придавал этому значения. Даже если пообщаться с моими коллегами, друзьями, то я не думаю, что кто-то скажет, что вел себя как «звезда» какая-то.
Вернемся тогда к дню свадьбы. Как день складывался?
Как сейчас помню, был очень сильный дождь. Мы выездную регистрацию планировали сделать на природе, но перенесли в художественный музей. Несмотря на это с утра спокойно готовились, без напряга все нарядились, оделись.

Кто-то зачем-то мне сказал, что Борис, твой костюм в цвете фуксия будет выглядеть великолепно. Видеограф мне привез трость для образа. Я ходил с этой тростью, как барон.

У нас была фотосессия в «Ренессансе». Приехали в клуб, там диджеи, включили свет, звук. Мы с женой сделали фотографии. Хороший интерьер был для тех лет. Банкет был в ресторане «Театро», сейчас это «Каролина». Там красный зал был а-ля театральный. По какой-то причине я свою жизнь связываю со сценой, и мне очень хотелось именно там отпраздновать, потому что это тогда был единственный ресторан, где была большая сценическая площадка.

77 гостей пригласили. Тогда мне казалось, что это много. Хотелось свадьбу сделать очень крутую. Я тогда много работал и для 2013 года нормально зарабатывал. Не буду скрывать. Но я взял на свадьбу кредит для того, чтобы сделать все так, как я хочу. Хотелось пригласить дорогих качественных специалистов и в ресторане предложить гостям хорошее меню. Не то, чтобы друзей удивить. Я не мог себе позволить, занимаясь свадьбами, сделать себе обычную, простую свадьбу. И в принципе, я очень доволен тем, что у меня тогда было.

После банкета, через день я взял двух видеооператоров, и мы поехали в Турцию с ними. Свадебное путешествие с друзьями снимали, отдыхали, ездили по экскурсиям.
Если бы сейчас, представьте, надо было бы организовывать свадьбу. Как бы это вероятнее всего выглядело?
Хороший вопрос, честно говоря, не задумывался. Если так порассуждать, то в любом случае костюм жениха бы изменился.

Я любитель больших банкетов. На свой день рождения собираю всех друзей, которые у меня есть. Всех люблю, свою большую компанию. Для меня важно, чтобы в счастливые моменты моей жизни со мной находилось как можно больше дорогих мне людей.

В 2025 году это была бы свадьба от 100 гостей, может даже 150, потому что круг общения серьезно расширился. Я, как и все будущие молодожены, у которых столько гостей, был бы ограничен несколькими площадками в городе. Я бы точно так же разделил свадебный день на два, так же бы сделал отдельно роспись в ЗАГСе с фотосессией и банкетную часть.

Сейчас я бы использовал все свои технические возможности в организации этой свадьбы. Это 100% был бы другой уровень. Экраны, спецэффекты, анимация, интерактивы. Ну, как минимум, наверное, это был бы уровень Театра оперы и балета. Что касается специалистов, считаю, что у нас в городе очень мощный уровень. Пригласил бы профессионалов точно из Чебоксар. Я бы не искал кого-то там из другого города.

100% использовал какие-то юмористические видеоролики. Вся программа была бы персонализированной, как сейчас модно говорить. Я бы рассказывал на свадьбе и про гостей, и про молодоженов, подсвечивал их индивидуальность.
Вот свадьбы того времени и сейчас, они сильно отличаются? Насколько сейчас это все изменилось?
И сейчас, и раньше мы хотим сделать хороший праздник для себя и своих близких. А остальное уже ограничивается только бюджетом. Сейчас сыграть свадьбу, это реально очень дорого, на мой взгляд.
Давай перейдем к Артефакту, когда появилась компания?
«Артефакт» появился в 2013 году. Причем первый опыт создания компании был в 2011. Первый блин комом. Сняли офис, редко туда приходили. У нас была зарегистрированная группа ВКонтакте с шестью подписчиками. Мы провели одну фотосессию. Думали, что у нас компания.

В 2011 году мы объединились с Антоном Самсоновым, Маратом Ибрагимовым и Игорем Антоновым. Но в тот момент я работал в клубах, мне было не до этого. Однако, я с 2009 года мечтал о том, что у меня будет компания по организации мероприятий. Первую мы через два месяца закрыли, потому что никто не приходил, и никто ничего не делал в этой компании.

Вторая попытка была в 2013, появилась компания «Артефакт». Нам казалось, что необходимо заниматься организацией свадеб, но все шло тяжело. Только в 2015 году мы поняли, что это не то, что нужно делать. Не так сильно была развита и популярна эта услуга, связанная с организацией свадеб. И, честно говоря, я понял, что эта услуга не так нужна на рынке.

За офис нужно было платить, так же, как и зарплату сотрудникам. Пришлось думать, откуда брать деньги, и мы сконцентрировались на корпоративном сегменте, начали работать с крупными компаниями.
Я помню ваш офис в Сеспеле.
Офис в кинотеатре «Сеспель» был уже в 2016-2017 году. Мы переезжали каждый год на новое место, постоянно перевозили склады с декором и оборудованием. Можно по офису оценить, как росла компания. Все начиналось еще в маленьком кабинете 15-16 квадратных метров на Ивана Франко, дом 3. Нас тогда было четыре учредителя. Все четверо давали задание одному сотруднику, условному офис-менеджеру.

Понятно, что никакой плодотворной работы не получалось. Переломный момент наступил в 2018 году, когда стало понятно, что невозможно заниматься бизнесом с людьми, которые обладают теми же самыми навыками, что и ты. У нас было четыре ведущих, и мы все делали и думали примерно одно и то же. В какой-то момент амбиции одних людей перекрывали амбиции других, это вызывало сложности. Поэтому сейчас из тех людей, кто начинал «Артефакт», я остался один. У меня сейчас есть другие партнеры в этом деле. Выводов сделано было много. Я считаю, что с 2013 по 2018 год мы занимались какой-то суетой непонятной. Не было представления о том, как выстраивать правильно и эффективно бизнес, связанный с организацией мероприятия.

Вспоминая себя в 2013 году, я тогда, как уже сказал, был условно на пике популярности. Ценник у меня был один из самых высоких в городе. Может быть, и самый высокий, не проверял. Я знаю, как бывает сложно одному что-то начинать. Кажется, что вместе с кем-то делать бизнес проще. Поэтому люди объединяются. Это как сложно одному завалить мамонта. Но потом, когда ты делишь добычу, думаешь, кто же больше усилий приложил? Кто рисковал жизнью и всем, что у него есть, чтобы добиться результата? И вот в эти моменты начинается проверка всех объединений, всех общин, всех бизнесов на устойчивость и договороспособность.
Я помню, как, ну, может, 14-й год, может, 15-й, мы сидим после игры КВНовской, и вы вышли на сцену после игры и приглашали пройти школу ведущих. Вы тогда дали новый виток творческий и уже профессиональный. Многие и сейчас работают. Удалась тогда школа?
В 2013 году мы не просто собрались, мы открыли юридическое лицо. И юридическое лицо накладывает определенные обязательства и ответственность. Нам нужен был тогда общий проект, который бы помог отбить стоимость услуг, связанных с открытием юрлица, в том числе юристов, расчетные счета и так далее, офис-менеджера. Мы подумали, что можем сейчас быстро сделать. Давай сделаем «Школу ведущих». Было несколько потоков. Насколько помню, каждые полгода-год запускали новый набор.

В первый год у нас было примерно 20-25 человек, кто прошел обучение. Не все работают сейчас в качестве ведущих. Как и в любой профессии, есть люди, которые думают, что они могли бы заниматься этой деятельностью. Им, возможно, кто-то говорил, условно ты так здорово, классно шутишь, умеешь держаться на публике, ты будешь лучшим ведущим. Но совсем не так все это происходит. Как правило, в нашу «Школу ведущих» приходили люди, которые ни разу ничего никогда не вели мероприятия, но хотели попробовать.

Стоимость курса тогда была небольшой, сумма была в районе 5-6 тысяч рублей, или даже 3 тысяч рублей. За это мы тратили неимоверное количество времени на организацию обучения. При этом важно понимать, что ведущие могут быть абсолютно разные. Разная внешность, харизма, шутки, подход к работе, видение свадьбы. Нет такого, что сформировался какой-то жесткий стандарт. Условно, ты должен быть бородатый, метр восемьдесят минимум и проводить конкретные конкурсы, шутить определенные шутки. Это не конкурс красоты.

Попробовать себя в этой сфере мог любой человек себя. Кто-то в итоге «заходит» публике, а кто-то нет. С чем это связано? Можно, конечно, разбираться, с чем это связано, почему остальные не начали работать. Не хватило, наверное, в первую очередь смелости и решительности продолжать, потому что информации мы давали много. Тогда знаний и информации не хватало. Ребята даже с Йошкар-Олы к нам приезжали, не только местные.

Наверное, мы были первыми, кто организовал такую школу ведущих для Чебоксар и Йошкар-Олы. Я очень рад, что у многих получилось реализовать себя в этой профессии. Думаю, после нашего обучения человек 30 до сих пор работают ведущими или в смежной сфере. Мы тогда внесли очень неплохой вклад в развитие всей индустрии.

Скажу, как есть. Из чего тогда складывался подход ведущего к свадьбе? Встречаешься с будущими молодоженами, говоришь, вот такой у меня сценарий. Вот пару моментов можем поменять. Встречу можем как-то по-другому сделать, не с караваем, а с чем-то другим. Букет и подвязку можем как-то оригинально разыграть. Давайте голосование за пол будущего ребенка обыграем. Сейчас это делается, не знаю, в пяти процентах свадьбах, на которых я работаю. Ну и торт, торт тоже надо оригинально представить. Получается, что все достаточно традиционно и просто. Конкурсы тоже плюс-минус у всех стандартные.

Я никогда не делал конкурсы с шарами, никогда не делал с переодеванием костюмов. Это просто цирк, конечно, где-то хоть посмеяться можно. Сейчас профессиональные ведущие уделяют большое внимание своей работе. Они вкладываются в себя, в свои знания, создают уникальные образы и снимают оригинальные промо. Каждый ведущий сейчас – это такая бизнес-единица, бизнес-проект, который, как и любой другой бизнес, требует вложений, реинвестиций постоянных, денежных средств, обучения, поездок и прочего. Поэтому стоимость услуг ведущего растет. И сейчас я, глядя на то, сколько стоит ведущий, думаю, позвал ли бы я ведущего вообще к себе на свадьбу? Или нет? Ну, кто-то может по-братски сделал бы мне скидку)
Тогда, в начале пути, когда вы все организовали, вы думали, что будете примерно в том моменте, в котором сейчас.
Я не думал, я знал, что все получится. Работая на мероприятиях, наблюдая как работают похожие компании, я понимал, что в принципе мы сможем делать даже лучше. Не было сомнений. У меня не было вариантов думать по-другому. Мои навыки и экспертность развивались именно в этой сфере, поэтому был только один путь. Я выбрал организацию мероприятий и ничего не видел, кроме этого.

Я вот выбрал себе этот путь, он мне приносил на тот момент деньги. Этих денег хватало для того, чтобы содержать семью. Хотя были мои сверстники, которые занимались другим бизнесом и зарабатывали в разы больше. Поэтому я всегда думал о том, что нам необходимо сделать, чтобы в регионе стать лучшей компанией в организации мероприятий, но о смене направления не мечтал.

Мы делали маленькие шажочки, очень много ошибались, много времени тратили на то, чтобы что-то друг с другом согласовывать, решать. В 2018 году я четко понял, что теперь уже точно других вариантов развития в бизнесе для меня нет. Вот я уже столько времени вложил во все это, теперь мы точно сосредотачиваемся на организации мероприятий и думаем, как сделать лучше.

В то время появился первый ресторан у нас, первый банкетный зал, появилась кейтеринговая компания как дополнение к организации мероприятий. Мы становились все крупнее и крупнее, становилось больше сотрудников.

Я всегда людям рекомендую разобраться в том, что умеешь, что нравится, и заниматься этим делом. Мне всегда нравилось вести и организовывать мероприятия, и я знал то, что это я умею делать. Поэтому сейчас я в этой сфере работаю.
Ты сейчас сам ведешь мероприятия. И руководишь компанией. Почему ведешь?
Хороший вопрос. Есть несколько причин. Я действительно считаю, что это дело моей жизни. Я хочу вести мероприятия. Мне это нравится. Я вижу себя на публике, на сцене. Я от этого получаю истинное удовольствие.

Меня очень часто подкалывают некоторые люди, которые в 2013 году говорили мне, «Борис, ты же открываешь компанию для того, чтобы перестать вести, быть организатором». Я им говорил, да, я хочу отойти от ведения и стать организатором. Это 2013 год. Уже в 2015 и дальше, когда начала расти наша компания, я начал вести еще больше мероприятий.

Второй момент. Компании, которые у нас заказывают мероприятия, не против меня видеть на своих мероприятиях в роли ведущего, им нравится мой подход.

И еще один фактор, что организация мероприятий хороша тем, что ты, отработав одно мероприятие на хорошем уровне, на этом мероприятии сразу же можешь получить еще несколько заказов. Таким образом самая главная реклама. Моя деятельность, моя работа является самой главной рекламой. Поэтому, чем больше я веду, тем больше у нас появляется новых клиентов, которые прямо на мероприятии могут ко мне подойти и сказать «Борис, все классно, здорово, у меня скоро такое-то мероприятие, давай поработаем».
А вот в этой сфере, в сфере ивент ведущих, в первую очередь, говорят большая конкуренция. Ты вообще чувствуешь какую-то конкуренцию?
Не хочу показаться банальным, но скажу, как реально думаю. Глупо отрицать конкуренцию. Конкуренция, она присутствует, но нужно понимать, как к ней относиться. Любой человек в твоей профессии, в твоей отрасли является для тебя конкурентом. Он может кому-то понравится. У нас такое бывало, на какое-то время клиенты уходили, но они потом возвращались. Но суть не в этом.

Главный конкурент для себя – это я сам. Это в любой профессии, в любой деятельности. Почему я говорю, что не хочу показаться банальным, но это так и есть. Что если я ежедневно расту, ежедневно занимаюсь своим любимым делом, оно приносит мне удовольствие, я вкладываю в себя, увеличиваю свою ценность, то никаких условий, связанных с тем, что я останусь без работы, я себе не создам. Нужно просто качественно делать свою работу.
А кому звонит Борис Корсунский, когда дата занята?
В первую очередь я всегда уточняю, что за мероприятие, что за публика. Не буду врать, у меня есть определенное отношение ко многим ведущим. Кому-то хорошее, кому-то плохое. Но если я понимаю, что это мероприятие подходит для ведущего, с которым у меня не очень отношения, то я все равно могу ему порекомендовать. При условии, что он подходит под цели заказчика. Объективно отношусь к этому вопросу.
Свадебная индустрия дорогая для гостя?
Скажу откровенно: сам потрясен тем, что происходит с индустрией последние два года. Конечно, на эту индустрию очень сильно влияет Москва. Я могу выделить два главных фактора.

Первый фактор, оказывающий влияние на стоимость, – это московские мероприятия. Как это работает? Сложилась ситуация, что среди топовых ведущих на российском рынке в основном есть ребята, которые приехали из региона. Они когда-то в своем регионе условно предлагали услуги ведущего за 50 тысяч рублей. Они стремятся попасть в Москву. В столице другой топ и другой ценник. Допустим, 300 тысяч за проведение свадьбы. Вот из региона приезжает классный ведущий, который в своем регионе топ, чтобы либо жить, либо просто поучиться на курсах. И условно, этот ведущий, который стоит 50 тысяч рублей, понимает, что он ничем не хуже, чем вот эти вот там московские топы. Ставит себе ценник в 150 тысяч. Если за эту стоимость его приглашают на мероприятия, то его уверенность и самооценка растут.

Он вкладывается в свое развитие, в маркетинг, участвует в разных премиях. Проходит огромный тяжелый путь для того, чтобы вырасти как профессионал. И бац, он становится суперкрутым, теперь его услуги стоят 300 тысяч. И он такой думает, я два года назад был, ведущим в Костроме, например, сейчас я супертоп. Тогда он решает, что готов делиться своим опытом, знаниями с другими перспективными ребятами из регионов. Запускает свой курс, например.

И уже другие ребята из регионов смотрят на него, обучаются у него. Он им дает понимание, что их услуги стоят дороже. Их ценник тоже растет. И все, они начинают стоить сотку, например. Это и есть второй разгоняющий фактор цены. Появляются в регионе новые ведущие. Они, может быть, прошли пару каких-то курсов у таких же либо московских классных ребят, либо там просто на какие-то съездили курсы, либо этот ведущий региональный проводит для них какую-то школу ведущих. И они там проговаривают, что в принципе сейчас даже для начинающего ведущего минималка – это 30 тысяч, условно.

Я вот еще раз просто это говорю, чтобы никто не подумал, что люди искусственно поднимают цену. Человек вкладывается в себя, уделяет этому очень много времени. И его цена через год становится уже 60, а то и 70. И тут опять появляются на горизонте ребята, которые стоили 100. Они условно научили этого человека вести мероприятие. Но он работает 10 лет и стоит 100. Тут человек работает год-два, он уже стоит 70. й думает, так, стоп, я в два раза лучше него. Я больше сил вкладываю, у меня более интересные интерактивы, я больше внимания уделяю заказчику. И он начинает стоить уже 140, потому что он, условно, считает.
Вот эти два фактора. Первый — это российский рынок вообще, второй — это начинающие специалисты, которые также разгоняют цену, и всем остальным приходится потом поднимать.
Поэтому ведущие, так и вся индустрия растет вместе с ними. Грубо говоря, фотограф или оператор в свое время подумал, что он 5 часов работает, получает 50 тысяч. Целый день работает, еще обрабатывает, монтирует и так далее. Я должен стоить больше, потому что много усилий трачу. И тем самым ценник растет, растет, растет. И я думаю, что сейчас это еще не предел. Сейчас пока цену не разгоняют сильнее, потому что время сложное достаточно. Как только экономика встанет опять на рельсы, все поймут, что даже когда ты работаешь условно ведущим с хорошим чеком, купить однокомнатную квартиру просто героизм, на мой взгляд. Не так доступно как раньше.

Сыграть свадьбу будет скоро реально роскошь.
Кстати, видимо и поэтому сейчас больших массовых свадеб меньше становится Мы общались с координатором, с рестораном. Нам сказали, что у них в основном 60 человек.
А знаешь, в чем суть? Давай будем откровенны. Люди стали так реагировать, организовывать менее масштабные свадьбы не только из-за стоимости. Люди стали избирательнее в своем окружении. Это мое личное мнение, не буду компрометировать никого.
Москва, Чебоксары, давай теперь про Казань. У нас такое чувство появилось, что артиста сейчас может пригласить практически каждый. Стоят они 10-15 тысяч. Это я про чувашских артистов в большей степени. А посмотреть на Казань. Там стоимость выступления 100 тысяч. Почему такая разница? Наши не поднимают цену?
Я, конечно, не соглашусь, что наши не поднимают. Они подняли цену с учетом трехлетней давности минимум в два раза, а многие подняли и в три, и в четыре раза стоимость за свое выступление. Но смотря про каких артистов говорить. Я думаю, что это связано с тем, что на рынке нашем региональном за последние, на мой взгляд, те же самые 12 лет появилось, может, один-два новых классных артиста. Все остальные, с кем я был знаком из артистов, все те же самые сейчас. Все те же самые, все так же работают.

Но я как вижу эту историю. Артист, если он свою жизнь полностью связал с профессией, которая его непосредственно кормит, он цену просто обязан поднимать и будет ее поднимать, потому что, опять-таки, вернемся к тому, что все растет в цене.

У нас в регионе артисты, к сожалению, хорошие артисты, талантливые артисты, они совмещают свою артистическую деятельность с какой-то основной работой, либо с какой-то дополнительной занятостью. И они не на 100% вовлечены в свое развитие. Развитие как артиста я имею ввиду.

Настоящий артист - это не просто человек, который сейчас работал менеджером в банке и приехал к тебе на мероприятие и исполняет какую-нибудь песню. Он действительно всю свою жизнь связал с этой деятельностью, с выступлениями и творчеством.

Как ему по-другому выжить? Конечно ценник у него тоже должен расти, либо приходится уходить из артистической деятельности и идти на какую-то другую стабильную работу, менять свою жизнь.
Какая перспектива у чебоксарского ивента?
Мы уже разобрались, что сфера растет, будет расти. Все, что сейчас происходит, все очень циклично. Когда мы начинали, тоже были опытные хорошие ведущие, которые открыли компанию свою и начали развиваться в организации мероприятий. Мы, в свою очередь, создав компанию, также лишили кого-то каких-то заказов. Это нормальная динамика.

И сейчас будет абсолютно так же. Сейчас появятся активные молодые ребята, которые с новым подходом будут заходить на этот рынок. Они сейчас популярны, либо скоро станут популярными. Те ребята, которые ведут давно и которые не успели перестроиться, не успели трансформировать свою экспертность, они также будут потихонечку уходить с рынка.

Сейчас будут на рынке появляться хорошие ребята, от 20 до 35 лет условно. Потом они тоже освоятся, они поймут, что все нормально, они на лайте зарабатывают хорошие деньги, у них есть заказы, они в топе. Они тоже начнут думать, что делать дальше. Кто-то уедет в Москву, кто-то будет просто, живя в Чебоксарах, работать в других регионах России и в какой-то момент перестанет. И вот эта цикличность, она постоянно есть.

Я вот уже на этом рынке 20 лет, с 2006 года условно, и четко понимаю, что вообще ничего нового не происходит. Я имею ввиду с точки зрения сменяемости поколений, людей, отношения. Просто нужно быть всегда в материале, в контексте, если так можно сказать, развиваться.